Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий". Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК). Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: - использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; - использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; - проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; - обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Меры поддержки
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
Социально – педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в здоровье, призвана решить следующие задачи:
- -создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;
- -обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;
- - построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;
- - интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;
- - обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;
- - разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;
- - координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;
- - повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности.
В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие результаты:
- выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;
- реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;
- получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;
- реализация себя в обществе;
- повышение качества жизни;
- овладения знаниями, социальными навыками.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Все кабинеты и иные школьные помещения содержат следующие элементы адаптированной развивающей среды:
- навигация по школе (разметка, указатели, карточки-пиктограммы — на стенах), таблички-тексты;
- сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя);
- мебель, организация пространства, место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, других детей с ОВЗ, напротив, лучше сажать рядом с выходом из класса, чтобы обучающийся мог выйти при необходимости в коридор.
- учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы, включая альтернативные варианты учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Учебное место организуется в соответствии с особенностями развития обучающегося с ОВЗ и дополнительно переделывается для конкретного ребенка.